В мае 2022 года Минздрав уже представлял к общественному обсуждению похожий проект приказа – об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи (СМП). Общественное обсуждение этого проекта проходило до 2 июня, но затем документ утвержден не был. В региональных отделениях Нацмедпалаты подготовили множество изменений к этому проекту, но большинство из них не были учтены.
Проект Положения об оказании СМП Минздрав разослал отраслевым объединениям в середине августа. Этот документ дублирует многие пункты предыдущего проекта, но также вводит и новые нормы. В проекте положения описываются правила и условия оказания СМП, ее формы, поводы для вызова бригад скорой помощи и другое. Отдельно в документе выделены штатные нормативы для учреждений СМП и выездных бригад, а также стандарты их оснащения. При этом в новой редакции документа отсутствует пункт о том, что подразделения СМП могут использоваться в качестве клинической базы медицинских вузов, колледжей и научных организаций, оказывающих медпомощь.
Новый проект приказа еще не представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Однако в тексте проекта говорится, что в случае утверждения приказ вступит в силу 1 марта 2023 года и будет действовать до 1 марта 2029 года.
Структура подразделений СМП
В проекте документа прописано, что медицина катастроф теперь входит в систему скорой медицинской помощи – создаются центры СМПиМК (скорой медицинской помощи и медицины катастроф), включающие как минимум 16 отделов (в том числе филиалы, аптеку, отдел эвакуации и другое). В штате таких центров будет 32 специалиста (от главного врача до провизора-технолога).
«Место расположения и территория обслуживания центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф и его структурных подразделений устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортной инфраструктуры, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности», – сказано в документе.
Основные функции центров – это оказание скорой медпомощи, взаимодействие с экстренными службами и медицинская эвакуация населения в случае ЧС.
Также документом вводятся новые отделы медицинской эвакуации при центрах СМПиМК. Они возьмут на себя функции отделений экстренной консультативной СМП медучреждений, которые в новом положении не предусмотрены. В их функции входит экстренная доставка медработников к месту ЧС, организация взаимодействия с экстренными службами, мониторинг заполненности коечного фонда медучреждений и другое.
Медицинская эвакуация
В проекте положения также уточняется порядок, по которому принимается решение об эвакуации нуждающихся в экстренной помощи пациентов. Для этого организуется консилиум врачей (в том числе с помощью телемедицинских технологий). В консилиум должны быть включены специалисты того медучреждения, где находится пациент, а также станции СМП и медорганизации, в которую будет доставлен больной. Согласно действующему порядку, решение принимается руководителем или дежурным врачом больницы, где пациент проходит лечение.
Отдельно указано, что решение об эвакуации из медучреждения, в котором больному не могут оказать экстренную помощь, должно приниматься «не позднее двух часов с момента поступления пациента в указанную медицинскую организацию». Сама эвакуация должна быть осуществлена не позднее 12 часов с момента принятия решения об этом. Если речь идет о труднодоступных районах, то срок эвакуации может быть увеличен до 24 часов.
Порядок формирования выездных бригад
В новом положении введены нормативы, по которым формируется количество выездных бригад СМП. Оно будет зависеть от радиуса территории обслуживания и численности обслуживаемого населения. Например, при радиусе до 20 км необходимо обеспечить работу не менее одной бригады на 10 тысяч взрослых и еще хотя бы одну – на 10 тысяч детей. Если радиус территории обслуживания превышает 50 км, то по одной бригаде должно быть на 6 тысяч взрослых и 6 тысяч детей.
«Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации формируются исходя из норматива: 1 бригада на 100 тысяч человек обслуживаемого населения», – говорится в проекте.
Изменения в штатных нормативах
По сравнению с действующим порядком изменения внесены и в рекомендуемое штатное расписание подразделений и выездных бригад СМП. Так, в штате станции СМП и отделения СМП прибавились три позиции (их стало 32): заместитель главврача по клинико-экспертной работе (один на станцию СМП), заведующий отделом – врач-методист (один на организационно-методический отдел станции) и врач-методист (один на каждые 100 тысяч вызовов СМП в год).
Штатные нормативы прописали и для оперативных отделов СМПиМК (раньше они относились к медорганизациям, оказывающим СМП вне медицинского учреждения). Предполагается, что в оперативных отделах будут работать кардиологи (5,75 ставки для обеспечения круглосуточной работы врачебно-консультативного поста), педиатры (столько же) и психиатры (6 ставок для обеспечения круглосуточной работы). Всего в штате отделов предусмотрено 9 позиций.
Помимо обеспечения круглосуточного приема обращений за СМП, контролем за работой выездных бригад и взаимодействия с экстренными службами, оперативные отделы должны будут определять повод для вызова скорой помощи в поступившем обращении, дистанционно консультировать обратившегося об оказании первой помощи до приезда бригады, а также дистанционно помогать самим выездным бригадам.
В штатном расписании стационарного отделения СМП количество позиций уменьшили с 35 до 22. Там не будет рентгенолаборанта, медицинского лабораторного техника и некоторых других позиций, зато появятся по 5,25 ставки врача-терапевта и врача-педиатра для обеспечения круглосуточной работы палаты краткосрочного пребывания, а также одна ставка старшего фельдшера для круглосуточной работы пяти выездных бригад СМП. Кроме того, изменены доли ставок остальных специалистов (например, 5,25 ставки медсестры теперь рассчитываются на 25 пациентов – раньше было на 50).
«Вместо кабинета клинико-лабораторной диагностики возможно оборудование отделения системой медицинской пневматической почты, предназначенной для передачи биологических образцов в лабораторию медицинской организации, в структуре которой создано отделение», – сказано в проекте.
Отзывы членов Нацмедпалаты о проекте Положения об оказании СМП
Некоторые новшества, предложенные в новом проекте, вызвали дискуссию в отраслевом сообществе. На совещании Национальной медицинской палаты 17 августа «наиболее дискутабельным» назвали вопрос о введении норматива оказания СМП в неотложной форме. Предполагается, что бригада должна прибыть к пациенту в течение 120 минут с момента вызова (ранее норматив был установлен только для экстренного вызова скорой помощи – 20 минут).
«Это в первую очередь потребует очень значительных дополнительных затрат на укомплектование необходимого количества выездных бригад скорой помощи, не говоря о том, что в настоящее время территориальные программы развития здравоохранения позволяют финансировать 65–70% затрат на работу скорой помощи», – отметил в ходе заседания главврач Городской станции СМП Санкт-Петербурга Алексей Бойков. Он уточнил, что сейчас служба СМП в 60–70% случаев обеспечивает вызовы, относящиеся к компетенции неотложной помощи амбулаторного звена.
Бойков также добавил, что по сложившейся практике на неотложные вызовы едет первая освободившаяся бригада, которая не занята экстренным вызовом. Он предложил ввести компромиссный вариант, когда нормативы неотложной помощи будут устанавливать власти конкретного региона. А вот экс-министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская считает, что норматив должен быть единым для всех регионов, а ссылки на конкретные территории не являются корректными.
По мнению главы Депздрава Ивановской области Светланы Москвиной, такой норматив для скорой помощи «приведет к полному разрушению существующей службы с учетом недоукомплектованности 53% выездных бригад». Москвина предложила сначала решить вопрос с кадрами в системе скорой помощи.
Практически все участники совещания призвали четко прописать в положении отличие неотложной помощи от экстренной. По итогам электронного голосования против введения норматива высказался 81% участников заседания.
Эксперты обсудили еще одну проблему, связанную с нормативами по числу выездных бригад СМП с учетом численности населения и радиуса обслуживания. В регионах, особенно дотационных, считает Татьяна Быковская, соблюсти эту норму невозможно, поскольку служба СМП финансируется территориальными фондами ОМС. Ряд коллег с ней не согласились, указывая на то, что на уровне субъекта РФ есть возможность дополнительного финансирования регионального здравоохранения, в том числе скорой помощи. Зампредседателя Врачебной палаты Тверской области Олег Самошин предложил ввести минимальный норматив, который власти региона по возможности будут увеличивать. Вопрос о числе реанимационных бригад также стоит отдать в ведение регионов, заключили эксперты.
Кроме этого, члены Нацмедпалаты предложили прописать в положении возможность привлечения старшекурсников медвузов и колледжей к работе в системе СМП в условиях дефицита кадров, а также установить 15-процентную надбавку медработникам СМП при работе с пациентами с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, COVID-19, психозами и прочими опасными заболеваниями.
Замечания медработников к предыдущему проекту приказа (о Порядке оказания СМП)
В проект Порядка оказания СМП, представленный в мае 2022 года, свои предложения вносили и медицинские работники. Среди десятков замечаний можно выделить несколько наиболее конкретных. Например, в оснащение автомобилей выездных бригад СМП предлагалось, помимо средств радиосвязи, добавить средства мобильной связи. Обосновывалось это тем, что рации не всегда могут покрыть район обслуживания бригады «с учетом пересеченной местности и погодных условий». Предложение не было учтено Минздравом: «Не ясно, что подразумевается под понятием «мобильная связь».
Споры среди медработников и экспертов вызвал также пункт об оснащении медиков скорой помощи планшетами на отечественной операционной системе (ОС). Врачи отметили невозможность выполнения этого пункта теми медорганизациями, которые уже имеют планшетные компьютеры на зарубежных ОС, поскольку переход на устройства с отечественной системой потребует «значительных дополнительных расходов бюджетных средств».
Также было предложено оснащать медиков планшетами с возможностью подключения к медицинским или государственным информационным системам. Алексей Бойков отметил, что внедрять планшеты на отечественной ОС нужно после ее разработки и апробации. В Минздраве на это ответили, что словосочетание «на базе отечественной операционный системы» предложено ведомственным Департаментом цифрового развития и информационных технологий.
Источник: https://vademec.ru/news/2022/08/22/minzdrav-gotovit-polozhenie-ob-okazanii-skoroy-medpomoshchi/